Погребальные обряды древней Греции. Несмотря на все многообразие взглядов античных мыслителей и их последователей на происходящее с человеком после его кончины, все они сходились на том, что смерть неизбежна и что она окутана тайной. Различным философским теориям предшествовала вера в существование у человека души, покидающей тело в момент смерти и переходящей в царство мертвых в виде, схожем с его телесным воплощением. Взгляды на смерть менялись, но погребальные обряды, ритуалы и традиции оставались неизменными на протяжение веков, как выражение скорби и дань памяти усопших. Считалось, что лучше не допускать гнева Богов, а совершать обряды, издавна установленные предками. В древности эллины хоронили покойных в местах, подготовленных с этой целью в их собственных домах. Впоследствии же, во избежание вспышек эпидемий, они перенесли места погребения на необитаемые острова либо вне стен городов. Основатель эпикурейской философской школы Эпикур писал: «Смерть для нас - ничто, ведь все - и хорошее, и дурное, заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас». Такой взгляд на неизбежно предстоящую кончину, пожалуй, наиболее близок жизнерадостным грекам. У греков существовали две формы погребального обряда. Одна из них предполагала закапывание тела в землю, другая - сожжение его на костре. В случае кремации прах укладывался в урну, которую либо закапывали в землю, либо помещали в гробницу. Обе формы существовали параллельно, но, если не было возможно похоронить тело, для того, чтобы душа умершего не блуждала неприкаянно, необходимым считалось совершить обряд захоронения хотя бы символически - забросав его землей. Сохранившаяся до наших времен традиция украшать могилу цветами была описана еще Цицероном. Умершим было принято оставлять все, в чем они могли нуждаться: мужчинам клали в гроб оружие, женщинам - драгоценности. Согласно верованиям, после смерти душу человека брал за руку Бог Гермес и вел ее к реке Стикс. Перевозчик Харон перевозил души на другой берег Стикса в своей лодке. Ему полагалось заплатить за услугу, поэтому умершему в рот заранее вкладывали монету. В руку умершего вкладывалась медовая лепешка, призванная умилостивить трехглавого пса Цербера, охраняющего вход в царство мертвых. В классическую эпоху обряды также соблюдались, но формы изменились. Пышные и дорогостоящие состязания сменились певцами, плакальщицами и умащениями благовониями. В ряде греческих полисов (Афинах, Митилене, Сиракузах) принимались специальные законы, ограничивающие издержки граждан на погребальные обряды. Также, в соответствии с буквой закона, похоронная процессия должна была следовать по улицам города, не создавая шума. Собственно похороны происходили обычно на следующий день после смерти, тело выносилось из дома и торжественная процессия отправлялась на кладбище или к месту погребального костра. Вынос тела проводили до восхода Солнца, чтобы не оскорбить Аполлона. Интересно, что в комнату покойника до ритуального очищения всего дома не могли заходить женщины моложе 60 лет, не считая ближайших кровных родственников. После завершения церемонии присутствовавшие на похоронах возвращаются в дом усопшего для торжественного поминального обеда. Согласно данным, полученным археологами при раскопках (следам пепла, костям животных, черепкам) в классическую эру такой обед проводился непосредственно на месте захоронения. Однако согласно письменным источникам, дошедшим до наших дней, обед мог быть подан и в доме усопшего. На девятый день после похорон родственники и друзья покойного повторно собирались на месте захоронения - этот обычай сохранился до сих пор. Вдобавок к этому, поминальные службы также принято проводить через 40 дней, 3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев и год после похорон, а в дальнейшем - в день годовщины смерти. Продолжительность траура родственники покойного определяют сами - в этот период в знак скорби женщины носят черные одежды, а мужчины - черные нарукавные повязки.